В духе романтизма
Замковая архитектура – окно и дверь в другой мир. Этот мир непросто адаптировать, еще сложнее его создать. Приручить текущее по своим законам время, почувствовать вкус вечности. Это процесс глубокого погружения, непредсказуемый и масштабный.
Отчасти город на Неве – вещь в себе. Утратив столичный статус, он, тем не менее, сохранил нечто большее. Даже не душу города – его Дух. Тут сплелось все: аристократическая бледность, темп и образ жизни, особое питерское мышление и восприятие. И спроецировалось на архитектуру. Она покоряет, пропитывает воздух этой особостью, а мы с восхищением
взираем на созданный образ, находя его и в парадоксе дворцов-колодцев Генштаба,
и в современных постройках, в центре города и в отдаленных районах.
Этот особняк, расположенный в живописнейших Озерках (ранее дачная местность Шувалово,
устроенная на земле, пожалованной в 1726 году Екатериной I выборгскому оберкоменданту Ивану Шувалову и получившая название Парлоговской мызы), исполнен в романтическом
замковом стиле. Он так и назван – Белый замок. Зубчатые стены и башни, эффектный
спуск к озеру, оформленный подпорами с лестницами и ограждениями, таинственный
грот с фонтаном – все это намек на рыцарское средневековье, стилизованный
в духе неоромантизма. «Современность» архитектуры прочитывается благодаря
стеклянному восьмигранному шатру, венчающему основной объем. Но столь же
отчетливо ощущается ее преемственная связь с историческим наследием -
особняками Шувалова-Озерков конца XIX-начала ХХ вв, чья первоначальная
застройка отражала весь спектр архитектурных направлении этого периода.
Сложные объемные композиции построек воспроизводили средневековые европейские
замки или итальянские виллы, а их декор, вполне в духе эклектики, совмещал
классицистические и барочные мотивы. В начале прошлого века здесь появляются
здания в духе неоклассицизма и в стиле модерн. Эти роскошные особняки с
водопроводом, оранжереями, фонтанами, конюшнями, купальнями и лодочными
пристанями, к которым вели каменные лестницы со скульптурными львами,
располагались на песчаных берегах озер.
Со смотровой площадки усадьбы Белого замка можно насладить этим великолепным
видом – жемчужная озерная гладь, живописные изгибы берега, обрамленные
вековыми соснами. Сам дом-замок компактно вписан в общий ландшафт. Основной
двухэтажный корпус дома построен на остром планировочном приеме - сочетании
прямых углов с углами в 45 градусов, что обеспечило сильную пластику башнеобразного
объема. Мотив восьмигранника прослеживается и в пластике крыльев - бассейна и зимнего
сада, образующих открытый в сторону улицы двор. Ощущение целостности
композиции усиливается за счет того, что все фасады выполнены из ревельского
и путиловского камня; отлично артикулированы формы, в которых ордерные мотивы
сочетаются с «крепостными» зубцами и «машикулями», отвечают правилу хорошей
архитектуры - тектоничности. Здесь удивительно точно найден масштабный
строй композиции в целом и ее отдельных деталей, соответствующий функциональному
назначению здания.
В том же ключе выдержаны и интерьеры.
Особое внимание уделено лепному декору
потолков. Их великолепие поражает
воображение. Использован в декоре
помещений тонированный дуб, чей
своеобразный рыжеватый цвет возник не
случайно, – именно так выглядит
тайландское дерево тик, из которого на
заказ выполнены некоторые резные детали
интерьера. В отделке стен использована
штукатурка и керамическая плитка,
плиткой же в основном оформлены и полы.
Высокий уровень исполнения альфрейных
и пластических работ позволяет создать
требуемое ощущение величественности
и «подлинности». А выполненный из
известняка камин превосходно поддерживает
замковую тему. Небольшой зимний сад,
занимающий одно из крыльев дома, оформлен
с необыкновенным изяществом. Здесь
много света, поступающего из оконных
проемов стен и крыши. Пейзажные
росписи-обманки противоположной стены
призваны расширить помещение. В качестве
пола сохранен грунт. Галерея зимнего
сада оканчивается дверью, через которую
можно попасть в часовню, которая оформлена
плафонной и стенной росписями на
религиозные сюжеты.
Фактурность фасадов особняка удачно
оттенена пейзажным парком. На фоне
сочной зелени шероховатый белый камень
выглядит торжественно и эффектно. Но
особенно величественно вся усадьба
выглядит со стороны озера, с воды. Именно
оттуда открывается превосходный вид
на общую панорамную картину местности.
Когда-то Блок писал о Шувалове: «Оно
великолепно красиво, ночью ли, днем ли.
Но порой кажется осенено тенью, и будто
уже печать увядания проступает на
роскоши фасадов. От этого все вокруг
делается точно очарованным». Вскорости
Шувалова действительно коснется печать
увяданья, а затем - дыхание другого
времени. Что-то безвозвратно утеряно,
что-то подлежит реставрации и
восстановлению, но дух «очарованности»
ощущается и сегодня. И это вдохновляет
на создание новых великолепных зданий,
продолжающих богатую архитектурную
традицию прошлого. Превнося романтическую
красоту былого в современность.